Урок 4

«Сколько волка не корми, а он всё-равно …»

Имеются в виду те, как правило, ещё неопытные молодые музыканты, для которых гитара – это спортивный снаряд, таким образом они просто пополняют ряды технорей — скорострельщиков. Ну никак они не могут понять, что на любом элементарном сейшене – грош цена голой технике, если музыкант не может сыграть элементарных и логичных фраз в блюзовом ладу.

Недавно мне один молодой гитарист прислал свои демо, где были представлены композиции, состоящие из головокружи — тельных пассажей, местами довольно эффектных, но отношения к более-менее логичным музыкальным произведениям эти трэки не имели. Этот гитарист чисто в техническом плане добился многого и посчитал, что ему пора выходить на серьезные состязания и он довольно энергично вызывал меня на джем.

Я предложил ему для начала исполнить не заученные соло, а просто поиграть по квадрату. И как я и предполагал, ни одной живой ноты и тем более ни одной логичной (более или менее) фразы он воспроизвести не смог. Безостановочное хаотичное стрекотание музыкой не назовешь.

Ну никак не привлекают некоторых начинающих музыкантов светлые островки позитивного блюза – азов, плацдарма буквально для всех направлений музыки. Все сразу хотят “нажать ногой на мощный фуз” и “в темный лес”.

Я неоднократно встречал молодых музыкантов, которые буквально фанатели от одной известной прогрессивной команды. Разумеется, они снимали достаточно сложные соло и довольно эффектно их исполняли. Но прежде, чем пытаться копировать и тем более бездумно исполнять, нужно попытаться все-таки изучить основы и понять — что откуда берется. Они «бросаются в омут» и разумеется «тонут». И чтобы этого не произошло, нужно начинать все-таки с блюза. А уже потом стараться проникнуть в суть рок-н-ролла и более современных жанров (металл, прогрессив, неоклассик и др.).

В предыдущем уроке мы рассматривали обыгрывание традиционной 12-тактовой блюзовой последовательности. В этом уроке продолжаем рассматривать и закреплять обыгрывание квадрата в тональности ля (A).

 

По сути в Lick 10 представлено рок-н-ролльное обыгрывание, где за основу берется вариация, начинающаяся с квинты А5 (первый такт). Дальше эта тема развивается во втором такте, аналогично начинаясь с квинты D5. Заканчивается первая фраза слайдами перехода в позицию пятого, а затем восьмого лада.

Начало фразы неудобно играть в закрытых позициях (это если использовать ее в другой тональности, например), и тогда придется думать об аппликатуре и что-то менять в вариациях, но сама фраза очень эффектна, при этом она может звучать как в медленном (размеренно-блюзовом) темпе, так и в подвижном рок-н-ролльном темпе.

lick10

    • Lick 10

    • Watch Video


В Lick 11 показан прием нисходящего арпеджио D7 (в первом такте) и типичная блюз — роковая вариация между нотами до-бекар и ре на третьей струне и ля на четвертой струне (третий такт). Далее идут блюзовые подтяжки на четверть тона (с и с’ в условных обозначениях). Просто это очень тонкое ощущение легкой вибрации, давления на струну, и здесь очень важно поймать ощущение настоящего драйва, как бы «вырвать» нерв из струны и ощутить это кончиком пальца, довести до состояния лёгкого, совершенного, мимолётно-отрешённого мгновения волнительной дрожи и победного оцепенения …

Как я об этом уже говорил в предыдущем уроке, подобный фрагмент использования минорной пентатоники эффектно подходит для обыгрывания субдоминанты (D7).

lick11

    • Lick 11

    • Watch Video


В прошлом уроке рассказывалось о кадансе. Lick 12 – как раз наглядный пример каданса. Правда за счет бенда и экспрессии он имеет достаточно роковую окраску. Этот бенд на 15 — ом ладу от ноты ре к ноте ми звучит одновременно с нотой соль на первой струне, причем можно брать вместо бекара — соль диез, так как подразумевается обыгрывание доминанты (Е 7). Как ни странно, в этой гармонии неплохо звучит соль бекар или вернее фа-дубль-диез (как назвали бы ее музыковеды). Это можно расценивать как обыгрывание аккорда Е7#9. Далее , во втором такте обыгрывается субдоминанта (D7). И опять мы видим обыгрывание по сути гармонии Аm. Об этом подробно рассказывалось в предыдущем уроке.

Между вторым и третьим тактами (Lick 12) происходит типичное опевание мажорной терции, в которую мы приходим в начало третьего такта (до-диез).

Как и в прошлом уроке представленные три лика в связке образуют законченный 12-тактовый квадрат блюзового соло.

Подобную фразировку и звукоряд вполне успешно можно использовать в ритм-н-блюзе и блюз-роке, поп-роке или в фанке, да в принципе в любом современном жанре — всё зависит от фантазии и вкуса.

lick12

    • Lick 12

    • Watch Video


Набор нот и помощь в редактировании материала осуществлял преподаватель Владимир Нестеров (trundrum-x.mylivepage.ru), за что ему огромное спасибо. Условные обозначения:

 

B — бенд;
B’ – бенд, но палец левой руки тянет струну вниз (в сторону пола);
PB – пребенд (pre-bend);
R — возврат ( return ), обычно после бенда или пребенда;
P – пул ( pull, pull-off ), легатный срыв струны;
B R , PB R — бенд или пребенд с последущим возвратом;
B R P, PB R P — бенд или пребенд с последущим возвратом и следующим затем пулом (срывом струны) — обычно к ноте, отстоящей от исходной на 1, 2 или 3 полутона ниже;*
B — бенд, но не сразу, сначала звучит исходная нота;
H – хамер (hammer-on), легатный удар по струне;
is – слайдовый въезд (slide in) в ноту;
Vib – блюз-роковое вибрато, но с большей аммплитудой, более аггрессивное;
shift – сдвиг позиции (и кисти левой руки);

Думаю при желании можно довольно быстро изучить и понять блюзовый лад. А отталкиваясь от моих наработок, и, конечно же, изучая импровизации мастеров, систематизируя занятия , можно освоить азы блюзовой имровизации и добиться определенных и довольно ощутимых успехов. Всем хорошего БЛЮЗА!

Дмитрий Четвергов