Урок 2

В первом уроке мною затрагивалась тема блюзового лада. Я продолжаю рассматривать блюзовый лад как основу и разнообразие языка в любой импровизации. Конечно же для гитаристов очень важным является освоение позиционных схем (боксов, ликов и т.п.). Уверенное и надежное ощущение лада в определенной позиции возникает только после многократного вариационного проигрывания и соответственного привыкания.
И очень важно научиться эти позиции связывать между собой. В этом уроке будет показано, как происходит переход из одной позиции в другую. Итак, второй урок.

 

Для освоения различных вариаций нужно приходить обязательно на определенную ноту (куда приходится соответствующий палец), с которой будет происходить слайд в другую позицию. И конечно же, нужно соблюдать определенные штрихи. Кстати насчет штрихов. Выясняется, что со временем штрих может и меняться. Так я, казалось бы, свои же заученные фразы вдруг начинаю играть с совершенно разными штрихами. И вскоре вообще на штрихи не обращаю внимание, в полной мере отдаваясь музыке.

Но в начале обучения штрихи необходимо систематизировать. Для этого лучше попросту прибегать к такой схеме: опорная нота (сильная доля) – удар вниз (П), слабая доля (или синкопа) — удар вверх (V). Со временем съезды (слайды) можно делать, отталкиваясь от совершенно разных нот гаммы.

В этом примере видно как происходит мажоро-минорная вариация лада и показаны движения хроматизмов (3-й такт), опевание основных ступеней (4-й такт). Также показаны некоторые приемы: арпеджио (конец 3-го такта), трели (5-ый такт).

Нужно учитывать также определенную практику нотной записи блюзовых размеров и ритмик. Например, обычный шафл – средне-темповый блюз; двойной шафл – быстрый блюз (стандартный блюзовый квадрат в нотной занимает 6 тактов, делается это для удобства чтения с листа, так как уменьшает длинные ноты и паузы, да и сам размер нотного текста становится компактней); размер 12/8 — медленный блюз, ровными восьмыми – рок-н-ролл (в данном случае мы рассматриваем пример, записанный двойным шафлом; размер 4/4, на каждую восьмую подразумевается триоль).

lick4

    • Lick 4

    • Watch Video


Очень важно использование двойных нот. Об этом я уже говорил в первом уроке. Здесь будет представлен очень распространенный пример обыгрывания мажора секстами и терциями. Кстати, это очень популярный прием и его можно использовать в любом стиле. Здесь нужно только правильно пользоваться штрихами и следить за чистотой исполнения. Соответственно в звуке лучше избегать большого уровня искажения. В этом случае интервалы будут звучать очень грязно и невыразительно.

Еще нужно учитывать то, что если мажорную терцию соль-диез (конец второго такта) “недотянуть” на пол тона, то получится нота соль-бекар и даст минорную окраску, соответственно тогда и фраза может стать по звучанию более минорной. Эту подтяжку (бенд) нужно проиграть отдельно, добиваясь мажорного или минорного звучания (по вкусу в данном контексте, или по требуемым гармоническим обоснованиям) всей фразы. Очень полезно этот пример исполнять в разных тональностях.

lick5

    • Lick 5

    • Watch Video


Каданс – это заключительное проведение квадрата, ещё это может быть или вступление или кода. Только в коде заключительный аккорд будет тоническим. Казалось бы, что тут особенного – сыграть каданс, но на практике многие гитаристы ограничиваются лишь проведением басовой линии. В общем, я тоже только этим ограничивался по молодости, но опыт копил, не смотря ни на что.
И практика показывает, что не стоит ограничиваться проведением только басовой линии. А проанализировав то, как это делают джазмены (особенно клавишники), я понял, что тут вариантов великое множество. Аккорды в каданс можно «влепить» весьма странные и сомнительные (ведь широко же известно существование всяческих аккордовых замен) — в джазе «прокатывает» практически все. Главное – вовремя прийти в нужную ноту и желательно вместе, если импровизирующих несколько человек. Но для блюза я проанализировал аккордовые соотношения каданса и понял, что каждой ноте соответствует аккорд. Можно было, конечно, покопаться в различных сборниках и школах и не «изобретать велосипед», но я сам все это проиграл несколько раз, нашел необходимые аккорды и получился неплохой каданс и весьма логичный по гармоническому проведению.
И, как выяснилось, мне не особо по душе все это выискивать и в этом отношении проще сделать самому, как и в принципе, все в этой жизни. На выходе надежнее получается. На первый взгляд, для многих гитаристов покажется необычным такое проведение каданса и где-то возможно неудобным для исполнения. Тем не менее его очень полезно проигрывать в различных тональностях и позициях, что и показано в следующем примере Lick 6.

lick6

    • Lick 6

    • Watch Video


Тот, кто захочет подробнее изучить эти примеры, посмотреть внимательнее ноты, поиграть в различных темпах, посмотреть видео-примеры (что немаловажно), может воспользоваться моим сайтом www.chetvergov.ru, где в разделе Уроки можно скачать эти примеры в формате GuitarPro. Набор нот и помощь в редактировании материала осуществлял преподаватель Владимир Нестеров (trundrum-x.mylivepage.ru), за что ему огромное спасибо. Условные обозначения:

B — бенд;
B’ – бенд, но палец левой руки тянет струну вниз (в сторону пола);
PB – пребенд (pre-bend);
R — возврат ( return ), обычно после бенда или пребенда;
P – пул ( pull, pull-off ), легатный срыв струны;
B R , PB R — бенд или пребенд с последущим возвратом;
B R P, PB R P — бенд или пребенд с последущим возвратом и следующим затем пулом (срывом струны) — обычно к ноте, отстоящей от исходной на 1, 2 или 3 полутона ниже;*
B — бенд, но не сразу, сначала звучит исходная нота;
H – хамер (hammer-on), легатный удар по струне;
is – слайдовый въезд (slide in) в ноту;
Vib – блюз-роковое вибрато, но с большей аммплитудой, более аггрессивное;
shift – сдвиг позиции (и кисти левой руки);

Все, что здесь приведено, возможно для кого-то и не руководство к действию, но полюбопытствовать не повредит. И, как говорится, «все в этом мире относительно». Свои примеры я изобретал относительно того, что где-то слышал и где-то видел, вы же можете проработать мои примеры и относительно этого изобрести что-то свое. И, как показал первый урок, достаточно пользы вынесли для себя не только гитаристы, но и музыканты, играющие на совершенно разных инструментах. Они мне присылают хорошие отзывы и это очень приятно. Уроки будут продолжаться. Всем хорошего БЛЮЗА!

Дмитрий Четвергов