Урок 3

«Согласно легенде, бытующей среди чёрного населения дельты Миссисипи, исполнитель страстно желающий попасть в касту гениев, должен был явится на перекрёсток восьмого и шестнадцатого шоссе и предложить свою гитару Легбе — большому чёрному чёрному человеку, более известному как Дьявол. И если Легба почувствует у музыканта проблески таланта, он настроит для него гитару и вдохнёт в него мучительный дух блюза, который будет охватывать гитариста каждый раз, как только тот коснётся струн» — Пол Роланд.

 

После первого урока мне поступило много отзывов и не только от гитаристов. Это все благодаря тому, что любой музыкант может посмотреть ноты, а блюзовый лад он и на флейте блюзовый. Мне приятно, что многим мои уроки приносят пользу, правда есть и определённый ряд скептиков – доморощенных Стиви Рей Воэнов и БиБиКингов, для которых нет пророка в своём отечестве. Но и они, немного похорохорившись (причём такие, как правило, задают глупейшие вопросы или делают никчёмные замечания и совсем не по теме), на самом деле тоже с пользой для себя, всё-таки интересуются моими уроками.
Всё что у меня приведено – мой собственный, многолетний опыт. Готов отвечать за каждое слово и ноту. Продолжаю рассматривать блюзовый лад как основу основ.
В предыдущих уроках рассматривался звукоряд в тональности Е. Теперь перейдем к тональности А. Пока ничего сложного, я умышленно беру «открытые тональности», в которых можно использовать басовые струны как основу. Рассмотрим обыгрывание традиционного двенадцати-тактового блюзового квадрата.

| A7 | D7 | A7 | A7|
| D7 | D7 | A7 | A7|
| E7 | D7 | A7 | E7|

 

Для начала берём первые четыре такта
( A7 | D7 | A7 | A7 )

lick7

    • Lick 7

    • Watch Video


Упрощённо (a это вполне удобно для начинающих) можно это рассматривать как обыгрывание мажора (A7/6) и минора (Am7/6).
Поясню.
Первый такт — А мажор (тоника).
Второй такт – функцию D7 (cубдоминанта) можно для обыгрывания представить как Am7/6.
Третий и четвёртый такт опять возвращаемся в мажор.
На примере этого обыгрывания можно рассмотреть процесс смены мажора на минор. Это и есть одна из основных составляющих блюза – игра мажора и минора, света и тени, улыбки и грусти, экспрессии и томления.
А для начинающих гитаристов, ориентирующихся по ладам грифа и соответственно по аппликатурам, проще представить, что субдоминанта (D7) практически может обыгрываться по Am7/6, т.е. шестая ступень аккорда ля минор (F# во втором такте) – это ни что иное, как мажорная ступень D7. Во втором такте мы уже берем до-бекар, что является седьмой ступенью аккорда D7. Возможно кто-то подумает при чтении этого, что в теории это как-то слишком запутано (как это ре мажор — это ля минор ?!). Но стоит взять в руки инструмент, как всё сразу становится ясным и понятным.
В этом примере также показаны некоторые приёмы. В первом такте — арпеджио, причём нужно добиться того чтобы аккордовый бас А (педальный) звучал до смены на субдоминанту. Следует обратить внимание на приемы во втором такте (на висящей баcовой ноте D) — там играются пулы и хамеры (pull-off, hammer-on).

Теперь рассмотрим следующую последовательность
( D7 | D7 | A7 | A7 )

lick8

    • Lick 8

    • Watch Video


Это наглядный пример обыгрывания субдоминанты (D 7/6) и возвращение в тонику (А 7/6), но в другой позиции. Этот пример можно тоже рассматривать как вариацию на смену мажора и минора (вариациями между минорными и мажорными ступенями).
Работая над созданием этих примеров, я умышленно играл на каждую смену гармонии — на первую долю бас. И использовал его как педальный тон. Это позволяет придерживаться основных функций и контролировать непосредственно блюзовый квадрат. А гитаристам особенно на начальной стадии ознакомления с блюзовым квадратом просто необходимо просчитывать доли, дабы, грубо говоря, «не вылетать» из квадрата. В принципе задача не такая уж и сложная, аккорда всего три, нужно только вовремя научиться переходить с одного на другой.

 

Теперь перейдём к заключительным четырём тактам
( E7 | D7 | A7 | E7 )

lick9

    • Lick 9

    • Watch Video


Как правило, эти четыре такта — это кульминация квадрата. Принято считать, что последние два такта – ни что иное, как каданс, причём кадансы в блюзе бывают достаточно разные, всё зависит от вариаций. В этом примере используются так называемые сдвоенные ноты. Подобные элементы рассматривались в моём первом уроке, тот пример был назван «Double Stop LICK».

Это типичные блюзовые обыгрывания сдвоенными нотами. Основная аккордовая нота стоит на месте, соседняя — на кварту ниже и двигается вниз по полутонам и всё это развивается в разных ритмических вариациях. Если связать эти три четырёхтактовых фрагмента получится типичный блюзовый квадрат. Можно назвать этот квадрат фактически законченной двенадцати-тактовой блюзовой пьесой. Причём эта пьеса звучит весьма автономно: и соло и аккомпонемент. В других тональностях эту пьесу можно играть без использования основного педального баса, так как он звучит только на открытых струнах. Было бы полезно эту пьесу выучить и играть как отдельное произведение, стараясь в следующий квадрат вносить какие-то изменения и вариации, импровизировать, создавать новую пьесу. Главное осмысленно проработать всё вышеизложенное, постараться как-то пропустить через себя и потом смело вносить собственные наработки.

Набор нот и помощь в редактировании материала осуществлял преподаватель Владимир Нестеров (trundrum-x.mylivepage.ru), за что ему огромное спасибо. Условные обозначения:

 

B — бенд;
B’ – бенд, но палец левой руки тянет струну вниз (в сторону пола);
PB – пребенд (pre-bend);
R — возврат ( return ), обычно после бенда или пребенда;
P – пул ( pull, pull-off ), легатный срыв струны;
B R , PB R — бенд или пребенд с последущим возвратом;
B R P, PB R P — бенд или пребенд с последущим возвратом и следующим затем пулом (срывом струны) — обычно к ноте, отстоящей от исходной на 1, 2 или 3 полутона ниже;*
B — бенд, но не сразу, сначала звучит исходная нота;
H – хамер (hammer-on), легатный удар по струне;
is – слайдовый въезд (slide in) в ноту;
Vib – блюз-роковое вибрато, но с большей аммплитудой, более аггрессивное;
shift – сдвиг позиции (и кисти левой руки);

Да, долгое время отечественный блюз развивался на основе великолепных западных образцов, что и не удивительно, так как всё что приходило с запада долгое время считалось в советской России вражеской пропагандой. Но времена поменялись и не смотря на то, что блюз, джаз и рок явление западное, сегодня точно можно утверждать в музыкальной отечественной среде скопилось достаточно опыта, что бы сказать своё слово на языке понятном всему миру. И как бы пафосно и самоуверенно это не звучало, уже через несколько лет вообще вопросов по поводу компетентности отечественной блюзовой школы возникать не будет. Всем хорошего БЛЮЗА!

Дмитрий Четвергов