Есть IN и есть OUT их только надо правильно соединить

0_2003_IN_OUTДмитрий Четвергов один из самых известных гитаристов России. Вот уже на протяжении десятка лет он является, наверное, самым востребованным концертирующим и студийным музыкантом. Даже те, кто совсем не увлекаются музыкой, конечно слышали звучание его гитары на множестве пластинок, которые он записал в различных успешных коммерческих проектах. Блестящая исполнительская школа, виртуозная техника, чувство стиля, тонкий музыкальный вкус выводят этого музыканта в высшую гитарную лигу. Вполне естественно, что именно этот гитарист был приглашен в самый «обеспеченный» коллектив страны к певице Алсу, где стал не только «украшением сцены», но и в определенной степени определять звучание этого коллектива.

Конечно, Дмитрий Четвергов, в первую очередь концертирующий сольный гитарист-инструменталист. И именно здесь раскрывается Дмитрий Четвергов как подлинная творческая личность. Чем отличается этот музыкант от других высококлассных отечественных гитаристов? Главное то, что Дмитрий Четвергов находится в постоянном поиске новых прогрессивных музыкальных идей. Слушая композиции Четвергова, становится понятно, что рамки классических стилей ему тесны. Будущее в электронике, в цифровых технологиях! Или, лучше сказать, будущее с электроникой, на новых технологиях! Так постепенно Дмитрий превратился в одного из лучших специалистов домашней компьютерной звукозаписи, для которого студия стала настоящей творческой лабораторией.

Итак, сегодня в гостях у IN/OUT Дмитрий Четвергов.

in out 1Дмитрий твой первый музыкальный инструмент, насколько мне известно, было фортепиано… Но все же ты стал гитаристом. Как вообще проходило твое музыкальное детство?

В семье, где я рос, музыкантов профессионалов не было. Детство мое проходило, большей частью, у бабушки в деревне, и из всех музыкальных источников мне было известно только радио. И судя по моей реакции на музыку,бабушка заключила, что я буду музыкантом и мне купили пианино. Надо сказать, что я не любил копаться в нотах и разучивал произведения большей частью по памяти, вспоминая, как звучала пьеса, когда её проигрывал педагог, допуская неточности и вольности. И мне казалось, что мои импровизации улучшали пьесы, но я никогда не получал одобрения от учителей.

И как я теперь понимаю, именно тогда в раннем моём музицировании и проявились способности к сочинительству и аранжировке. Позже, сдавая экзамены по общему фортепиано в институте, я исполнял собственные произведения, которые имели даже некоторый успех у моих сокурсников и педагогов. Одна пьеса того времени вошла в мой сольный альбом «Свободный полёт», соответственно уже в гитарном исполнении, и называлась она «Восточный ветер».

in out 2Гитара появилась, когда мне было 13 лет. Я уже недурно играл на фортепиано, но и мне
было не так трудно освоить теоретические азы игры на гитаре, правда, все это происходило в жанре дворовой песни.

То есть в стиле «шансона», или, проще сказать, городского блатняка ты тоже имеешь опыт игры!

Кстати и этот опыт пригодился, потому что работая сессионным гитаристом в студии, частенько приходилось играть «дворовый чес» в разных интерпретациях. Вообще, любой музыкальный опыт нужно бережно складывать в свою творческую копилку, и он обязательно поможет в дальнейшем творчестве. Например, играя в институтском оркестре народных инструментов на домре, я успешно овладевал приемом тремоло,- время зря не терял. А в последствии мне это очень пригодилось для развития техники правой руки, при игре на гитаре.

А как началась складываться уже профессиональная карьера?

После службы в рядах СА я попал в ВИА «Экипаж» Тюменской обл. филармонии, где и получил свой первый профессиональный артистический и гастрольный опыт. А по настоящему я занялся инструментальным жанром в группе «Квадро» (1984-1987). Мне очень пригодились те знания, которые я получил в момент обучения в студии джазовой импровизации «Москворечье». Ну и, конечно же, очень позитивен опыт работы с ведущими инструменталистами Вячеславом Горским и Анатолием Куликовым. Аранжировкой по настоящему я занялся, работая в группе «Кураж»(1989-1991). А подтверждением тому, что самое оптимальное аранжировочное решение происходит в группе, путем предварительных набросков, репетиционных и демо — записей, споров и коллегиальных решений, стал альбом «Ветер в гривах», который звучит и сейчас актуально, разве что sound староват, так как это происходило в 1989 году.

3_2003_IN_OUTСамостоятельно начал заниматься аранжировкой в период работы с Николаем Носковым (1991-1996). С Николаем было довольно сложно, но интересно и полезно. Первое время приходилось дотягиваться до уровня экс-лидера группы «Парк Горького»- первой русской группы получившей признание в мире. Я научился у Николая дотошности, которая необходима в поиске правильного «крючка» в аранжировке. Мне удалось отобразить весь предшествующий опыт в своем первом сольном альбоме «Свободный полёт», который можно отнести к жанру фьюжин. Он получился почти, так как задумывался. И очень радует тот момент, что некоторые композиции до сих пор звучат по радио и в качестве заставок на некоторых ТВ каналах. Мне очень приятно, что для некоторых музыкантов работающих в стиле фьюжин есть много интересного в этом альбоме. В совместном проекте «Четверг Арутюнова»(1998-2001) с экс-лидером группы «Лига Блюза» Николаем Арутюновым был произведен эксперимент над классикой рока. Мы брали песни групп «LED ZEPPELIN», «T. Raks», «Kiss», и многих других и переделывали их достаточно вольно и как показывала реакция публики небезуспешно. Многие песни зазвучали настолько свежо и оригинально, что даже некоторые ярые критики отмечали их уверенно в сторону улучшения. Правда, вся беда cover-музыки в том, что она не выходит за рамки клубного исполнения. А для того чтобы ее издать нужно много времени, сил и денег потратить не только на запись, а главным образом на очистку авторских прав.

С годами я пришел к простому выводу, что музыкант, если он таковым является должен уметь играть любую музыку. И мой сессионный опыт, наряду с интересными некоммерческими проектами, конечно же, распространился на львиную долю популярной музыки. За более чем пятнадцатилетний период сессионной студийной работы я проучаствовал в проектах большей части нашей именитой эстрады.

Конечно, очень хочется задать несколько вопросов по твоей работе в коллективе Алсу… Кстати, песня «Вчера», которую ты спродюсировал стала 100% хитом!

4_2003_IN_OUTЧетыре года назад я получил предложение поработать с Алсу. Нужно отметить, что большая заслуга продюсера певицы Валерия Белоцерковского в том, что ему удалось сформировать достаточно дружный коллектив, работающий исключительно живьём.

Первое время группа звучала довольно-таки грубо. Все-таки нужно учитывать, что песни Алсу, основываясь на субтоновости и проникновенности ее тембра, подразумевают не только точность исполнения партий инструментов, но и слаженное динамическое взаимодействие музыкантов. Вообще, очень сложно добиться «пластиночного» звучания, и это особенно касается жанра поп-музыки. Гораздо удобнее включить «минус», а то и «плюс» и сверху подыгрывать и подпевать. Но в нашем коллективе удалось звучать живьем и даже в некоторых случаях лучше, чем на пластинке, и это главное.

Работать в таких звездных группах всегда сложно! И по моему многолетнему опыту работы в «тусовке» я прямо скажу, что звездные коллективы всячески давят музыкантов! Звезды музыкантов называют «стенкой» и держат их для сценического вида (или просто для солидности). Может быть Алсу и ее окружение вводят более цивилизованные формы правления?

Ну не стоит обращать внимание на возню, которая неизбежно происходит в звездном окружении. Гораздо приятнее осознавать собственную значимость, и хотелось бы напомнить звездам и их продюсерам, что их успех и надежность во многом зависят от музыкантов. Потому что изначально существует музыкальная идея, которая преобразуется в материал, создаваемый музыкантами, а потом уже к этому прикладывается талант и обаяние исполнителя, и все это подкреплённое чутьем продюсера уже имеет право на жизнь. Но в нашем поп-шоу бизнесе статус музыканта и аранжировщика рассматривается не более чем, как безликий обслуживающий персонал, соответственно не по достоинству оплачиваемый. И любой продюсер будет стремиться, подешевле купить труд музыканта, но и естественно подороже продать. Добавим к этому беспредел пиратов, которые процветают с попустительства властей. И на выходе получим уровень жизни наших ведущих музыкантов более ниже среднего. Но в целом коллектив Алсу это уже нечто новая качественная ступень развития нашего шоу-бизнеса. Мне есть с чем сравнивать. Ну да ладно, вернемся все же к творческим категориям. Так получилось, что, работая над альбомом «Алсу 19» мне удалось спродюссировать песню А. Шевченко «Вчера», которая открывает, альбом и в последнее время стала визитной карточкой певицы. В длительном и мучительном процессе работы и поиска правильного решения, после нескольких вариантов аранжировок от этой песни практически отказались. Но я попросил нашего аранжировщика, Игоря Крюкова, показать мне предыдущие варианты аранжировок этой песни и, остановившись на одной из версий, попробовал в «пятисотый» раз, но уже самостоятельно, без чьего-либо продюссированния сделать партию гитары. Хотя до этого мне скептически было сказано, — “Да какая там гитара, песни нет!». Но мне удалось доказать обратное. Партия гитары сыграла решающую роль в аранжировке. Первый припев и куплет вообще идет под одну гитару. Так что, благодаря моему участию, не только как гитариста, а уже как продюсера, получилась эта песня, да и не только получилась, но и не однократно занимала первые места на музыкальных телеканалах МУЗ-ТВ и МТВ.

Да, грамотные гитарные партии могут очень изменить звучание композиции! Главное их найти! Но аранжировщики не всегда дают гитаристу свободу…

Вообще задача любого сессионного музыканта не только в том, что бы сыграть свою партию, но и постараться услышать эту партию в общем, контексте, и если есть возможность повлиять, в положительном смысле, на конечный результат. Надо сказать, что любая студийная работа заключает в себе возможность самостоятельного продюссированния, исключения составляют случаи, когда вся аранжировка четко расписана и изменения в каком либо инструменте повлияют на другие выверенные партии. Но в современной музыке многое зависит от взаимодействия обертонов звучания разных инструментов, а по сему в выписывание партии гитары зачастую занятие неправильное. Может быть отчасти программа «Виртуальный гитарист» и помогает многим аранжировщикам, но иногда мне приходится менять партии, предложенные мне аранжировщиком, на свои, иимпровизационно-изменяемые в момент исполнения, укладываемые тембрально и тиссетурно в аранжировку. И так как я сам занимаюсь аранжировками, мне легче услышать в общем полотне нужную партию, правда, иногда приходится бороться с естественными амбициями аранжировщика полагающим, что его выстраданные партии правильны и единственно возможны. И только когда партия встанет в общее полотно, можно судить правильная она или неправильная.

Хочется поговрить о твоем сольном проекте. Уже довольно долгое время ты никак не доведешь до конца свой альбом. В чем причина?

5_2003_IN_OUTВ свободное время от сессионных проектов и основной работы я занимаюсь своим авторским альбомом. За последнее время написано немало композиций, но отобрать и закончить нужные произведения — задача не из легких. Спродюссировать себя гораздо сложнее и здесь, конечно, без посторонней помощи можно залезть в глубины самокопания и неопределенности. Хотя творческий эгоизм удовлетворяется на все 100%. Кроме продюсера в себе нужно воспитать менеджера, который будет подталкивать в нужный формат, назначать сроки, дисциплинировать и организовывать. Сделав демо версию своего нового альбома в своей домашней студии, я показал это на публике, выложил новые композиции в интернете(заинтересовавшиеся могут скачать пьесы с сайта www.guitars.ru в разделе гитаристы России или с сайта www.chetvergov.ru), но так и не понял в каком же жанре выдержан мой альбом. В некоторых композициях я использую мелодекламацию, кое-где звучат вокализы, используются фрагменты с симфоническим оркестром. В общем, это современная прогрессивная гитарная музыка, а на сколько органично уживаются в ней различные стилистические элементы судить слушателям. Наконец я приступил к сведению этого альбома на хорошей студии “R.Sound”Сергея Рыбина, который подошел творчески к моей музыке и предоставляет свою студию, невзирая на студийное время, ориентируясь на конечный результат. И думаю, что к моменту выхода этой статьи большая часть альбома будет смикширована.

Мне известно, что ты подписал контракт с фирмой Ibanez. Теперь в России ты Лицо этой знаменитой гитарной марки. Как тебе это удалось?

Этой весной Сергей Тынку (менеджер A&T Trade по гитарному направлению) был в Японии, проводил переговоры с Ibanez. И в том числе знакомил руководство Ibanez c российской гитарной музыкой. Мне очень приятно, что представители Ibanez после прослушивания десятков компакт-дисков, переданных Сергеем, высказали желание сотрудничать именно со мной. По их словам моя музыка наиболее близка к той музыке, для которой они хотели бы делать свои гитары. Они называют ее как “гитарная музыка, не имеющая границ”. Имеется в виду границ в плане технического исполнения, либо каких-то стилистических ограничений.

Теперь хочется перейти к более технической теме и поговорить о современных музыкальных компьютерных технологиях в которых ты достиг больших успехов. Как ты думаешь, необходимо ли музыкантам осваивать массу смежных профессий или оставить эту работу на долю звукорежиссеров?

Современные технологии и компьютерная техника это часть нашей жизни, а современная музыка без компьютерных технологий уже обойтись не может. Конечно же любой акустический музыкант со своим инструментом может в любой обстановке что нибудь сыграть и устроить праздник для себя и окружающих. Это было во все времена и всегда будет, поэтому никогда не стоит забывать акустическую гитару. И даже если не будет электричества, то всегда можно пойти и заработать себе на кусок хлеба. Живая напрочь музыка — это просто замечательно, никто не спорит. Но уж если компьютерная техника позволяет значительно улучшить живую музыку, то, наверное, глупо и недальновидно противится этому. И поэтому нужно не лениться и осваивать современные технологии и компьютерную технику. Да и потом за сравнительно небольшие деньги, можно дома заиметь достаточно качественную собственную студию. Грех не воспользоваться музыканту «подарком» нашего времени. Лет пять назад об этом можно было только мечтать, или иметь, но за ощутимо большие деньги!

Конечно же, решившись на оборудование своей квартиры под home recording студию, нужно отдавать себе отчет, что вы будете делать. Можно успешно заниматься диджейской музыкой и делать все внутри компьютера, используя готовые треки, лупы и семплы. В этом случае особые знания в области звукорежиссуры не важны. Я видел как школьники, особо не задумываясь, словно играя в компьютерные игрушки, делают довольно приличную танцевальную музыку. А если вы собрались писать живые инструменты и голос, в этом случае надо подумать о звуковой карте, преампе, конденсаторном микрофоне и пульте с наушниками. Ну и соответственно профессию звукоинженера и звукорежиссера нужно осваивать. Как-то меня спросили, как мне удается разобраться в сложном хитросплетении проводов в моей студии. А я ответил, что IN и есть OUT, их только надо правильно соединить. Это, конечно же, отдельная тема, кстати, программа Reason, которая может являться своего рода пособием, наглядно показывает (при переключении клавиши Tab) connection студийных приборов. Так что не следует пугаться звукорежиссерских заморочек, да и в дебри тоже не стоит лезть. Можно накопить свой индивидуальный опыт в звукозаписи, в конечном итоге не важно, как это делалось, а важен результат.

Какое основное оборудование ты используешь в своей студии?

6_2003_IN_OUTНа сегодняшний день в моей домашней студии: на базе Pentium4, 2,6GHz, 1,00 GB of RAM, звуковая карта WaMi Rack24, преамп dbx376, пульт Eurorack mx204A (используемый исключительно для мониторинга), конденсаторные динамические микрофоны (Noeman TLM170,MK219a,Sennheiser K6P, shure57),YAMAHA NS10, открытые и закрытые наушники. Для записи гитары использую Engl sovereign100 — Vintage112, процессоры Line6”pod pro”,Johnson station, DigiTech Genesis3. Для того чтобы все это заработало, нужно в первую очередь отстроить компьютер. Здесь, конечно же, нужно знать правильную конфигурацию, которую подскажет специалист. Мне повезло, у меня есть такой человек- Willy (Виталий Жаров). В номере IN OUT №43 есть его статья, в которой хорошо изложены основные моменты, если кому-то интересно, то можно посмотреть и вынести что-либо. Вот когда машина грамотно и уверенно работает на уровне операционной системы, можно инсталлировать soft. На базе Widows XP я работаю в программе CUBASE SX, пользуюсь WAVE LAB, SOUND FORGE, CDXRACT.Не хочу агитировать по поводу CUBASE SX, но на сегодняшний день это оптимальный вариант работы с VST инструментами. И если установить STULYS, ATMOSPHERE, TRILOGY, GROOVE AGENT, FM 7, B 4, PRO 53, HALION, BATTERY, EDIROL ORCHESTRA, можно делать практически любую музыку. Для того чтобы приступить к записи музыки, вовсе не обязательно досконально изучать программы. Можно начать с несложного произведения и в процессе уже осваивать SOFT. Желание получить результат — хороший стимул для изучения программ.

Как построена твоя работа? С чего ты вообще начинаешь работу над композицией?

В начале работы над аранжировкой я стараюсь определиться с тональностью, ритмикой и темпом. Ищу подходящие лупы и семплы. С появлением GROOVE AGENT значительно упростилась работа над барабанами. Многие рисунки и сбивки звучат просто убойно, от живых не отличишь. Другое дело для эксклюзивности все-таки нужно уметь «забивать» барабаны, иначе придётся писать музыку под готовые акценты и сбивки. Тоже самое касается «Виртуального гитариста». Можно конечно, этот VST-инструмент хорошо использовать для прикидки гитарных партий, и в целом для создания макеты пьесы, но все же потом следует записать живую гитару. Богатство библиотек с возможностями VST-инструментов — это уже залог удачной аранжировки, остается только все грамотно и со вкусом расставить и скомпоновать.

В этом и прошлом номере IN/OUT есть статьи, в которых изложены некоторые способы программирования ударных. Как ты программируешь барабаны?

Программировать барабаны лучше под найденные лупы. Вообще, когда под «забитыми» барабанами шуршит какой-нибудь неназойливый FX LOOP, появляется правильный GROOVE и стильность. В программировании барабанов важно добиться «не дубового» квантайза, используя интерактив квантайз и GROOVE квантайз. Но многие библиотеки не содержат лупы на 3\4 или 6\8, по крайней мере, их очень мало. В STULYS я не обнаружил вообще такой ритмики, так что в этом случае можно порезать четный луп и составить из него триольный. Но опять же все это делается, для вспомогательного драйва. Основные звуки( бочка, малый, железо) должны быть поканально разбросаны. Если брать за основу готовый луп, то, как правило, появляются сложности со сведением. Если захочется его осветлить «зацикает» железо, добавить «мяса»- забухает низ и т.д.

Живой бас ты прописываешь самостоятельно?

Что касается записи баса, то я считаю, что любой гитарист, прикупив не особо дорогой бас, может, после регулярных тренировок, прописывать партии бас гитары. Я так и поступаю, все партии бас гитары записываю сам. Исключение составляет музыка, требующая по стилистике электронного звучания баса. Вообще, я где-то слышал шутку: «приличный басист это неудавшийся гитарист», так что дерзайте! На самом деле это все серьезно, потому что железно запрограммированную барабанную основу можно расшевелить лишь басом. И если гитарист, пишущий бас, незнаком с техникой правой руки (апаянде), то придется пользоваться медиатором, но, а если и медиатором не катит, то только клавишный бас спасет и TRILODGI значительно упростит эту задачу.

Запись электрогитары очень больная тема. Как добиться лучшего звука электрогитары при записи на домашней студии?

Для записи электрогитары я использую приборы, имитирующие звучание комбиков. Это POD LINE 6, JOHNSON J.STATION, DIGITECH GENESIS 3, а в некоторых случаях, когда соседи на работе, включаюсь в усилитель ENGL и снимаю звук парой микрофонов. Вообще с гитарой можно экспериментировать, так как современная музыка позволяет. Достаточно послушать последний альбом M. MENSON. Можно мешать гитару с FX семплами и создавать свои эксклюзивные семплы. Можно записывать гитару через дибокс: один канал с примочкой, другой чистый и потом чистый обрабатывать плугинами или брать его с BUS и прогонять его через комбик. Вообщем нужно экспериментировать и иметь к миксу как можно больше вариантов одной и той же партии, благо компьютер позволяет. То же самое касается саунда большого барабана. Бывает очень сложно «вытащить» изначально неправильно подобранный звук, и для этого нужно просто иметь к миксу еще один вариант B.D.

7_2003_IN_OUTА как на счет акустической гитары?

Акустическую гитару записываю исключительно с микрофона. Иногда, если этого требует или позволяет стилистика музыки, можно снять звук с пьезо датчика. Но, как правило, эта пластмаска быстро надоедает. Пьезо можно подмешивать, прописав его на отдельный трек. Вообще акустическую гитару нужно снимать двумя конденсаторными микрофонами. Один направляется в область двенадцатого лада, а другой — на деку в область струнодержателя. Эти положения можно варьировать.

***

Осваивая компьютерные технологии и основы звукозаписи следует помнить, что главное- это всё же работа над формой пьес. Неуемная фантазия и возможности софта могут значительно запутать творческий процесс и увести в сторону. В итоге многие работы зависают в стадии поиска формы. Так что лучше все-таки подчинить всю работу конечному результату — демо звучанию пьесы в целом, пусть в черновом варианте. А потом уже скрупулезно и филигранно оттачивать отдельные фрагменты.

Не претендую на истину в последней инстанции…Но на практике я не раз убеждался, что вышеозначенный алгоритм-наиболее перспективный путь к заветному воссоединению IN и OUT. Такие вот музыкальные “Инь-Янь получаются”…

Дмитрий спасибо за интервью. Мы надеемся, что мы не раз встретимся на страницах нашего журнала.

Беседовал Дмитрий Малолетов,
In/Out (2003)