Дмитрий Четвергов: Рок — музыка для толпы (статья из газеты «Вечерняя Москва»)

ВМ статья 15112017

По словам гитариста Дмитрия Четвергова, главная функция рока — искать и открывать миру правду
Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»

Автор — Ольга Кузьмина
Член жюри проекта «Площадь Согласия», организованного «Вечерней Москвой» и продюсерским центром Игоря Сандлера, знаменитый гитарист-виртуоз — о времени, роке и сегодняшнем дне.
— Дима, всегда считалось, что рок по природе своей протестен. Это так? И почему главным инструментом бунтарей стала гитара, особа изначально романтическая?
— Начнем с конца. Гитара — она была всегда. И знаменитые три аккорда, музыкальным языком говоря тоника, субдоминанта и доминанта, были основой хоть походных и дворовых, хоть советских эстрадных песен, а потом рок-н-ролла и блюза. Гитара всегда рядом, это просто самый удобный, да еще и компактный инструмент. Все мировые хиты, или во всяком случае большинство из тех, что рождались в группах, был написаны на гитарах. За редким исключением – Элтон Джон, например.
Что же касается протеста… Он всегда определялся жизнью. Я вот изначально не рок-музыкант, родился в советской стране, получил классическое музыкальное образование, но в какой-то момент просто играть по нотам мне стало скучно. Как и находиться в рамках той классической и эстрадной музыки, что лилась на нас отовсюду. Тогда все искали для себя что-то другое – слушали «Голос Америки», оттуда же прорывались и какие-то иные музыкальные ритмы. Это было глотком свежего воздуха для меня. Когда я услышал «The Beatles», «Deep Purple» и другие подобные группы, я почувствовал, что вот это и есть – мое, и из пианиста превратился в гитариста. Собственно, гитара и открыла для меня двери в рок-н-ролл.
Что же касается бунта, то всегда найдется, против чего протестовать. Хотя с 1973 года, честно говоря, особого протеста в мире рокеров не было — ну разве что у Курта Кобейна. Думаю, «Dark side of moon» («Темная сторона Луны») — последняя протестная пластинка у «Пинк Флойд». У нас когда-то завуалировано протестовали против советского строя. Сейчас если и протестуют, то против коррупции.
— Коррупции?!
— Ну да. Например, на тех же радиостанциях. Нас же туда фактически не пускают, начинающих музыкантов — тем более. Под разными предлогами. Например, можно услышать: «Оу, это слишком круто для нас!» Нормальный аргумент? Или вот мы с Матвеем Аничкиным занялись ребрендингом группы «Круиз»…
— На ней поколение точно выросло.
— …так и ее в эфир никаким образом не пропихнешь! Нет — и все. Не могу не сказать, что площадка, которую предоставилиа музыкантам на «Площади Согласия» «Вечерка», и правда уникальна, и всеми это оценено. Но рок, замечу, затевается не ради протеста или во всяком случае не ради него одного.
— Ради чего тогда?
— Когда-то нам запрещали, скажем, носить «клеши» и длинные волосы: положены были «бобрики» всякие или «полубоксы». Что возникало в ответ? Хватали купленный мамой на юбку отрез ткани, за что потом получали, делали в брючины вставки, и штаны вскоре «мели асфальт». А волосы — отращивали. Это был бунт против навязывания чего бы то ни было, попытка отстоять свою точку зрения, свое «я» и свой бунтарский вкус. Возможно, это было некоей проекцией юношеского максимализма. Но главное — такие настроения и мотивации были, есть и будут всегда, во все времена.
— Рок-тусовка, скопище своеобразно одетых, обвешанных металлом мужиков, многими воспринимается как обособленная часть общества, с ним связанная лишь опосредованно…
— Вот не права ты! Рок не может стоять отдельно от общества, поскольку его главная функция — искать и открывать миру правду. Для меня, родившегося в советской стране и прожившего основную часть жизни при большевистском, для меня сатанинском, строе, в мире было множество вопросов, до ответов на которые я не мог дойти своим умом. Рок — помогал, заставлял думать. С этой точки зрения ничего не изменилось в мире — рок все так же ищет истину: правда-то у всех своя, а истина — одна. И общество, и рок едины в желании приблизиться к ней, хотя сегодня у людей больше возможностей — в наше время многое стало понятнее, а главное, можно самому решать, в какую сторону идти, какую музыку слушать.
— Говорят: «Джаз — это музыка толстых». А рок — чья музыка?
— Чтобы понять джаз и сыграть его, нужно хорошенько поучиться. А рок-н-ролл можно заиграть сразу. Джаз — музыка непростая, до нее доходят не только сердцем, но и умом. Сначала была одна классика, потом появились всякого рода музыкальные футуристы и импрессионисты, искавшие некие новые формы и новые системы, и естественным образом из всего этого стал зарождаться джаз. Играть его, импровизируя во время исполнения, может только человек с отличным музыкальным образованием, знающий огромное количество музыки и способный ее анализировать. Опыт и багаж и помогают ему из любой мелодии выводить что-то свое.
— Полная свобода творчества.
— В принципе, да, самая свободная музыка — плавать в ней можно до бесконечности. Рок тоже, в большинстве своем, рождается интуитивно, но язык его более скуп. Я не беру арт-рок, который основывается на слиянии классики и рок-музыки, он сложный, я говорю о рок-н-ролле, базой которого остаются те же три аккорда. Альтернативный же рок сейчас подразумевает, грубо говоря, очень быструю игру по очень толстой струне — и не более того, но таким образом родились и трэш-металл, и все прочие «металлы». Но вот в чем трудность. В ответ на джазовые интерпретации зал взорвется овациями. Но если гитарист на рок-концерте попробует сыграть другое соло, его засвистят. Потому что поклонники уже привыкли к определенному звучанию, в роке тоже расписаны по нотам каждая пауза и каждый звук — он в каком-то смысле, с позиции сегодняшнего дня, начал превращаться в классику. Так что рок это, в хорошем смысле, музыка для толпы.
— Что молодая поросль, рок-идолы прошлого — Хэндрикс, Клэптон — для нее все также святы? И куда идет сегодня русский рок и кто их кумиры?
— Молодые… Они разные. Кто-то не понимает, например, что прежде чем играть рок, стоит тоже поучиться «азам». Классику — «Smoke On The Water»!, знаменитую композицию «Дым над водой» группы «Ди Пепл», многие не знают, а о чем тогда говорить. Вообще тенденция к забыванию основ, увы, прослеживается.
Властителей дум сейчас нет. «U2» — последняя группа, которая была популярна. Сейчас ни за кем не бегают. Пожалуй, разве что «Imagine Dragons» популярны — как в Америке, так и у нас. Кстати, все меняется примерно раз в три года: в 11 лет слушают одно, в 14 — другое, затем кого-то еще в 17, а в 20 лет либо перестают слушать вообще, либо начинают слушать что-то хорошее. Но знаешь, нынешнее время вообще плохо подходит для «уроков». На пике что? Старт-апы да блогеры. Молодежь все активнее уходит в рэп, но не в рок. Но не все так плохо. У нас в стране накоплено немало очень хорошего материала, и никто хоронить рок не собирается. Плюс ко всему, люди научились играть на мировом уровне, а это немало. Но вернусь к тому, с чего начали: пока есть коррупция, и неангажированным голосам и звукам не пробиться в эфир, дело далеко не пойдет. А ведь не Тимати единым… Будем верить в лучшее!
СПРАВКА «ВМ»
Дмитрий Четвергов — гитарист-виртуоз, композитор, аранжировщик, актер. Лауреат международных фестивалей и конкурсов, в 2014 году стал обладателем премии «Золотая нота» в номинации «Лучший гитарист России». Работал со многими отечественными и иностранными исполнителями, первым выступил в прямом эфире Rock FM и первым же исполнил рок на сцене Мариинского театра. Автор и саунд-продюсер проекта «Время Че», гитарист и саунд-продюсер легендарной группы «Круиз», репертуар которой был обновлен им в 2015 году.

Источник: http://vm.ru/news/434669.html